Художественная лепка - один из старейших видов декоративного искусства

Художественная лепка, как элемент декора, довольно часто встречается нам в музеях, театрах и является для нас олицетворением роскоши, изысканности и изящества. Но когда и где человек впервые начал использовать этот элемент декорирования стен и потолков?

Историки утверждают, художественная лепка, появилась в Египте не много ни мало 7 тыс. лет назад. Стоит ли четко опираться на эту цифру? Сказать сложно. Ведь официальная история самого Египта началась, собственно, всего – лишь 5000 лет назад, когда первый фараон Нормер, объединил племена Верхнего и Нижнего Египта, что и послужило началом отсчета Истории Египта, каким мы его знаем. Однако независимо от точности указанной истории даты, первые образцы художественной лепки действительно относятся к Египту.

Свое развитие художественная лепка начинала с обожженной глины. Многим известны произведения глиняных мастерских Египта, и совсем не удивительно, что именно эти мастера глиняных дел были отправной точкой в формировании и развитии этого направления. Использовалась художественная лепка, разумеется, во дворцах фараонов и богатых домах знати. О применении ее в домах простых неджесов, как называлась бедная прослойка Египта, информации у современных историков и археологов нет, и до этого ли было простым людям?

Со временем глина была заменена гипсом, так как характеристики глины значительно уступали возможностям нового материала, и художественная лепка впоследствии создавалась только посредством гипсовых смесей.

Тематика, которой отличалась художественная лепка, была, в принципе, такой как и сейчас - это оформление растительными орнаментами капителей колонн, стен и потолков.

Из Египта, художественная лепка как искусство, была завезена в Грецию. Каким образом? Дело в том, что сообщение с воинствующим Египтом все-таки существовало. Иноземец, попадавший в Черную Землю Та-кем, как тогда назывался Египет, действительно становился рабом, но если он официально прибывал в страну через порты в установленных городах, он имел право на пребывание там и торговлю. Этим пользовались большей частью финикийцы, выполнявшие в ту пору функцию связующего звена между Черной землей и государствами Зеленого моря (Средиземноморья).

Попав в Грецию, государство, явившееся колыбелью многих видов искусств, художественная лепка пережила новый толчок в развитии. Ее белоснежные формы, словно созданы были для Средиземноморской архитектуры. Все дворцы и храмовые комплексы пантеона Греческих Богов украшались только лепниной.

В отличие от Греции, делавшей упор на геометрический орнамент, художественная лепка Рима, подобно египетской, отличалась насыщенным растительным узором, поэтому выглядела, намного богаче.

В домах знати, коей в Риме было немало, как и в Греции, использовалось золочение лепных деталей. Однако помимо заимствования римские мастера привносили и что-то свое. Так, благодаря им художественная лепка обогатилась тосканским и композитным стилями колонн, которые в сочетании с созданными греками Ионическим, Дарическим и Коринфским, составили основу используемых до сегодняшних дней стилей. Кроме того, художественная лепка, получившая название «Стукко», как разновидность этого направления, также принадлежит изобретательным мастерам Римской империи. Во многом благодаря технологии добавления к гипсу мраморной крошки, алебастра и клея до нас дошли многие памятники античной архитектуры, ведь такой состав приобретал прочность мрамора и получал хорошую долговечность.

В период Средневековья художественная лепка не была обогащена значительными изменениями, которые могли бы поспособствовать продолжению ее стремительного взлета. Ведь скромные требования Романского стиля не располагали к излишествам, однако с появлением Готики и с развитием храмовой архитектуры художественная лепка получила новый толчок к развитию. Необыкновенная воздушность готических соборов, обогащалась легчайшими композициями растительных орнаментов лепки, что добавляло изящества и прозрачности средневековым сооружениями. Образцы готической архитектуры, в которой художественная лепка была невероятно удачно использована, до сих пор можно видеть в Кельне, Париже.

Возрождение не принесло значительных изменений и дополнений в развитии лепнины. Художественная лепка просто свободно и охотно применялась в архитектуре данного периода, но настоящий подъем она пережила в период Барокко. Это звездный момент направления. Именно благодаря богатству и роскоши лепнины, даже не искушенный зритель всегда отличит барокко от других направлений. В дальнейшем художественная лепка постоянно дополнялась, улучшалась, видоизменялась, обретая новые формы. Способствовала этому динамичная смена стилей и направлений, наблюдавшихся в искусстве того времени. Сохраняя при этом достижения предыдущих веков, художественная лепка стала мощным инструментом в руках архитекторов и дизайнеров.

Рококо с игривым и легким характером узоров, сменялся стройностью, логической завершенности и осмысленностью классицизма. При Людовике VI это направление стало основой всей архитектуры. Строгость, гладкие стены с отсутствием лишних деталей, которые могли бы утяжелить композицию, благородство оформления – это основные черты, которые обрела в рамках Классицизма художественная лепка.

Далее до конца 19-го века в Европе процветала эклектика, которая впитав в себя образцы древних мастеров, просто сочетала различные стили и направления. В таком виде художественная лепка, просуществовав с ориентировочно с 1830 по 1890 годы, хотя точное датирование вряд ли применимо к искусству, вошла в стиль Модерн.

Модерн произвел революцию в архитектуре. Все привычные рамки и стереотипы убирались, давая место новым формам. Благодаря Модерну художественная лепка начала, наконец, обретать природную свободу и естественные очертания. Имена, с которыми связывают одни из самых ярких образцов модерна в архитектуре – это испанец Антонио Гауди, Федор Шехтель, американец Луис Салливен.

Таким образом, основываясь на богатом наследии древних мастеров, и впитав в себя идеи прогрессивных архитекторов начала 20-го века, художественная лепка стала неотъемлемым атрибутом в архитектуре и оформлении интерьера. И независимо от того, какие архитектурные формы превалируют в наши дни, широкий спектр возможностей, которыми обладает художественная лепка, позволит обустроить любое помещение так, как вы пожелаете.